Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В МБДОУ функционируют 12 групп общеразвивающей направленности. В группах реализуется основная образовательная программа МБДОУ ДС с. Грабово. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования (АОП ДО): АОП дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, АОП дошкольного образования для обучающихся с РАС, АОП дошкольного образования для обучающихся с ЗПР. Потребность введения в штат сурдопереводчика, тьютера отсутствует. Дистанционное обучение и обучение на дому не проводится по причине отсутствия потребности.
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБДОУ ДС с. Грабово разработан Паспорт доступности.
Оборудование помещений МБДОУ ДС с. Грабово и прилегающей к ней территории соответствует паспорту доступности
- Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала на доступной высоте
- Вход в здание оборудован кнопкой вызова персонала для оказания помощи посетителям
- Имеются звукоусилители для массовых мероприятий
- Имеются вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне
В МБДОУ ДС с. Грабово разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.
Рабочие места для инвалидов
В МБДОУ ДС с. Грабово имеется квота на одно рабочее место. Данная категория работников отсутствует.
Иструктирование персонала
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ ДС с. Грабово создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Работники МБДОУ ДС с. Грабово прошли необходимое обучение правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование".
Cпециально оборудованные учебные кабинеты
МБДОУ ДС с.Грабово предлагает структурированное образовательное пространство: групповые комнаты, музыкально - спортивный зал, кабинет психолога, кабинет логопеда.
Занятия строятся по принципу структурированного обучения. Для осуществления образовательного процесса используется интерактивное оборудование: интерактивный стол,ноутбук с проектором и потолочным креплением, переносной проектор.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Групповые комнаты - оснащены интерактивными комплексами (проектор, компьютер)
- кабинет педагога-психолога и учителя логопеда оснащены: интерактивный стол, стол для пескотерапии, компьютер с доступом в интернет; есть игровые наборы и комплекты развивающих игр и игрушек , с помощью которых ребёнок может понять, что такое причинно-следственная связь, развить тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев. Специальные аудио игрушки развивают речь и слух.
- Музыкально -спортивный зал с ноутбуком и мультимедийным комплексом с выходом в интернет
- Медицинский блок (изолятор, процедурно-прививочный кабинет).
Для детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья используются специальные адаптированные образовательные программы, организуются коррекционные занятия с логопедом и педагогом-психологом. Занятия проводятся в отдельных кабинетах, оборудованных наглядными пособиями, методической литературой, интерактивными играми для организации коррекционной работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Книжный фонд методической, энциклопедической и художественной литературы находится в методическом кабинете ДОО.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован музыкально - спортивный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, физкультурные досуги, праздники и развлечения. В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование - гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, мишени, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки, батуты, фитболы, массажные мячи, баскетбольное кольцо, массажеры для развития координации, силы, выносливости, гибкости, совершенствования функций внимания и восприятия, маты, тоннель. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту. Зал оборудован для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, крупные игровые пособия и дидактические материалы.
Cредства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательной деятельности обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятий по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем ДОО будут созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) по мере финансирования в рамках исполнения целевой программы "Доступная среда" по согласованию с Учредителем.
Специальные условия питания
В дошкольной организации организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 - дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин. Данные условия приемлемы для детей - инвалидов и детей с ОВЗ.
Индивидуальное меню не востребованно.
Cпециальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МБДОУ ДС с.Грабово создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.
Для создания безопасных условий пребывания детей в ДОО установлены:
· Система СКУД;
· Стационарная кнопка экстренного вызова КТС;
· Автоматическая пожарная сигнализация ПКП " Гранит - 16" с извещателями и микрафоном, дятел - А
· система видеонаблюдения.
Разработан и утвержден «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры».
В ДОО функционирует медицинский кабинет, оснащенный согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям. Проводятся профилактические мероприятия по охране здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Все работники детского сада ежегодно проходят профилактический медицинский осмотр.
В период карантинных мероприятий все помещения обрабатываются с применением дезинфицирующих средств.
В ДОО организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и детей-инвалидов
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеется доступ к сети «Интернет». Доступ воспитанников ДОО к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
- 1 компьютер, 5 ноутбуков;
- 1 ноутбук и 5 компьюторов, которые используются в управлении образовательным учреждением, делопроизводстве, оснащенные доступом к сети Интернет;
- мультимедийное оборудование: 2 демонстрационных экрана, 4 проектора;
- 5 многофункциональных устройства (принтер, сканер, копир).
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, имеется аннотированный список образовательных интернет – ресурсов.
В ДОО создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; о педагогических работниках.
На сайте ДОО размещаются важные документы, касающиеся организации образовательной деятельности – самообследование, документы, регламентирующие работу детского сада.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеется доступ к сети «Интернет». Доступ воспитанников ДОО к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Групповые комнаты, кабинет педагога -психолога и учителя -логопеда,музыкально-спортивный зал оборудованы техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
• мультимедийные комплексы (проектор и экран, интерактивный стол),
• МФУ,
Во время проведения занятий, где присутствуют инвалиды и дети с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия информации воспитанников с различными нарушениями.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Образовательная организация общежития/интерната не имеет.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Образовательная организация общежития/интерната не имеет.